2.5. Разработка занятия «Знакомство с различными видами узлов»

Разработка занятия

к дополнительной общеразвивающей программе

туристско-краеведческой направленности

«Школа выживания»

Тема: «Знакомство с различными видами узлов»

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Россов Дмитрий Сергеевич

 

 

Кемерово, 2017

 

План-конспект занятия

 

Творческое объединение: «Школа выживания»

Год обучения: второй.

Направленность: туристско-краеведческая.

Программа: «Школа выживания».

Раздел программы: «Выживание в условиях природной среды».

Тема: Знакомство с различными видами узлов.

Количество часов на данную тему: 2 часа.

Возраст детей: 10 — 13 лет.

Продолжительность занятия: 1ч 30 минут.

Тип занятия: изучения нового материала.

Цель занятия: знакомство учащихся с различными видами узлов, их практическим применением.

Задачи:

Образовательные:

  • объяснить значение туристических узлов;
  • познакомить с практическим применением различных видов узлов.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;
  • способствовать развитию мелкой моторики;
  • способствовать развитию познавательных способностей учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Форма проведения: учебно-практическое занятие.

Оборудование для педагога: изображения изучаемых видов узлов, образцы узлов, основная веревка, репшнуры (вспомогательная веревка), рукавицы.

Методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные методы (просмотр презентации), практические методы (практическая работа).

При знакомстве учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, с различными видами узлов применяется следующий порядок:

педагог называет узел, показывает его внешний вид, рассказывает о его применении. У учащихся должна быть возможность записывать это или делать пометки. После этого педагог медленно, поэтапно завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учащихся на его рисунок и особенности. Затем учащиеся по желанию самостоятельно завязывают узел, после чего показывается следующий узел. Целесообразнее данное занятие разделить на несколько: изучая на одном занятии 2-3 новых узла, затем сразу проводить практическое закрепление изученного материала. 

Ход занятия

  1. Организационный момент (5 мин.)

Приветствие, акцентирование внимания на педагоге, проверка готовности рабочего места. Сообщение темы занятия.

  1. Изложение нового материала (40 мин).

При изложении нового материала используется презентация и готовые образцы узлов:

 

Слайд1
Слайд2
Слайд4
Слайд3
Слайд5
Слайд6
Слайд8
Слайд7
Слайд9

 

Итак, мы продолжаем изучение раздела «Выживание в условиях природной среды», и будем знакомиться с различными видами узлов. Для вязания узлов нам необходима веревка, очень часто мы сталкиваемся с этим предметом. Каждый раз завязываем ли мы шнурки, банты, вешаем белье, связываем концы веревок, изготавливаем веревочную лестницу, привязываем лодку или собаку, делаем переправы, для спуска и подъема в пещерах,  горах, для страховки в туристическом походе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника — высотника и некоторых других это умение просто необходимо.

В прошлом году (программа первого года обучения) мы с Вами изучили три основных узла. Назовите и продемонстрируйте как вязать эти узлы (прямой, восьмерка, булинь).

Сегодня мы с Вами познакомимся с большим разнообразием туристических узлов и их применением на практике.

  1. Грэпвайн — надежный и красивый. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок. Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой, узлы стягиваются.
  2. Встречный — относится к самым необходимым узлам — будь то альпинизм или рыбалка, охота или повседневная жизнь. Позволяет связать вместе две веревки, различной толщины. Встречный узел просто развязать, в то же время он отлично держит нагрузку. Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел, затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны. После этого узел затягивается, контрольные узлы не вяжутся.
  3. Срединный проводник — относится к узлам, необходимым в морском деле, в промышленном альпинизме, для спасателей. Проводник выручит, если нам надо организовать точку крепления на основной веревке, причем можно вязать его в любом месте по всей длине. Проводник завязывается, как самый обычный узел, но для этого берется не один конец веревки, а сдвоенный — сложенный вдвое на любом отрезке веревки. Продетая на выходе петля образует удобный ходовой «канал», через который можно провести как другую веревку, ремень или трос, так и организовать другой узел или закрепить карабин.
  4. Схватывающий — используется для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать схватывающий узел убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке. Узел завязывается репшнуром на основной веревке. Репшнур складывается пополам, им обносится веревка. После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел.
  5. Двойной проводник — как правило, не требует страховочных узлов из-за большого трения и свойства самозатягиваться под нагрузками. Он также имеет название «заячьи уши» за характерный внешний вид. В принципе, вяжется он точно так же, как и обычный проводник, но из петли вытягивается сдвоенная веревка, которая и имеет вид ушей зайца. На эти уши и накладывается петля, а затем затягивается. При этом нужно большим пальцем правой руки (или левой – для левшей, соответственно) придерживать петлю у основания узла.
  6. Академический — академический узел вяжется довольно легко, он предназначается для того, чтобы было можно связать концы веревок разной толщины. Данный узел отлично держит нагрузку и не затягивается, после снятия нагрузки его можно быстро развязать. Чтобы завязать академический узел, нужно иметь представление о том, как вяжется прямой узел, при этом первая веревка образует петлю, через которую продевается вторая, обкручивается два раза и вынимается из петли первой веревки. При этом важно менять направление обносов: сначала в одну сторону, а затем в другую. Данный узел требует обязательного применения страховочных (контрольных) узлов.
  7. Брамшкотовый — в парусном флоте одним из самых надежных и крепких считается узел брамшкотовый. Назван он по наименованию снасти брам-шкот. Чтобы связать брамшкотовый узел, нужно сделать петлю из первой веревки, через нее продеть вторую веревку так, чтобы при этом образовалась небольшая петля, а затем через нее два раза продевается ее конец, обвязанный вокруг петли первой веревки. Данный способ вязки также требует обязательного применения страховочных (контрольных) узлов. Брамшкотовый узел не затягивается при сильных нагрузках.
  8. Ткацкий — если необходимо связать между собой две одинаковые по толщине веревки, то для этого подойдет ткацкий узел. Несмотря на свою простоту, он относится к одним из самых надежных. Чтобы завязать такой узел, потребуется: направить свободные концы двух веревок друг к другу, на одном конце завязать простой узел, а свободный конец второй веревки протянуть в петлю этого узла и провести вокруг коренного конца первой веревки. Затем конец второй веревки тоже завязывается в простой узел. После чего обе петли сдвигаются навстречу друг другу до соединения вместе — и узел затягивается. При условии, что нагрузка на узел может быть довольно сильной, ткацкий узел можно и вовсе не развязать – настолько крепко он затягивается.
  9. Практическая работа (35 мин).

Конечно, сразу очень трудно запомнить название и предназначение каждого узла. Мы с Вами будем тренироваться в течение нескольких занятий. А сегодня, кто захочет мне помочь, мы попробуем связать каждый узел. Я Вам в этом буду помогать.

Педагог раздает учащимся веревочки для вязания и вместе с ними медленно, повторяя несколько раз каждое движение, вяжет все изученные узлы по очереди.

  1. Динамическая пауза (3 мин).

Каждые 15-20 мин. занятия проводятся динамические паузы: спортивные игры, мини-соревнования и т.д.

  1. Подведение итогов (10 мин).

Итак, давайте вспомним с какими видами узлов мы с Вами сегодня познакомились. Учащиеся вспоминают названия, изученных узлов, их особенности и область практического применения. Игра «Назови узел». Учащиеся берут образец понравившегося им узла, говорят его название, и как он используется.

 

Список литературы

  1. Зяблева Е. В. «Туристический слет — традиции и праздник» [Текст]/Е.В. Зяблева — Физическая культура в школе, 2008.-№ 6.- с. 22-25.
  2. Некрасов И.Б. «Основы туристической подготовки» [Текст]/ И.Б. Некрасов — Физическая культура в школе, 2006.- № 5.- с. 18-19.
  3. Пулатов В.Е. «Туристские походы» [Текст] / В.Е. Пулатов — Физическая культура в школе, 2008.-№ 5.-с. 24-26.

 

Назад к оглавлению