2.3. Разработка занятия «Основы ориентирования»

Разработка занятия

к дополнительной общеразвивающей программе

туристско-краеведческой направленности

«Школа выживания»

Тема: «Основы ориентирования»

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Россов Дмитрий Сергеевич

 

 

Кемерово, 2017

 

План-конспект занятия

 

Творческое объединение: «Школа выживания»

Год обучения: первый

Направленность: туристско-краеведческая.

Программа: «Школа выживания».

Раздел программы: «Выживание в условиях природной среды».

Тема: Основы ориентирования

Количество часов на данную тему: 1 час.

Возраст детей: 10 — 13 лет.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Тип занятия: соревнование — игра

Цель занятия: развитие  умения находить заданные ориентиры на местности, формирование навыков ориентирования.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Обучить учащихся основам прохождения по заданному маршруту;
  • Совершенствовать у учащихся навыки нахождения КП (контрольно — пропускных пунктов).

Развивающие:

  • развивать быстроту реакции и внимания;
  • расширять кругозор учащихся;
  • формировать у детей чувства коллективизма.

Воспитательные:

  • воспитывать взаимопонимание при работе в команде.

Форма проведения: соревнование — игра.

Оборудование: карта местности, карточки — задания находящиеся на контрольно -пропускных пунктах.

Методы обучения: словесные методы (объяснение),  практические методы (практическая работа), игровые методы.

Ключевые слова:

Ориентирование — 1) на местности —определение своего положения относительно сторон горизонта и окружающих объектов (ориентиров); 2) спортивное — вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях — с учетом штрафного времени или по количеству пройденных КП).

Ориентирование в заданном направлении — прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном направлении.

Игра — это форма учебно — воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации, процесс, когда воспроизводятся ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях, необходимых в экстремальных  условиях. Игра — отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Игровая деятельность лучше подготовить учащихся  к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.

 

Ход занятия

         Задания для учащихся носят игровую форму. Помимо соревновательной цели присутствует личностный привлекательный мотив «Поиск клада». В качестве «сокровищ» используются сладкие призы.

Состав команды — 4-6 игроков — искателей приключений. Для команды определяется маршрут, с помощью карточек — заданий, где в зашифрованном виде представлен путь следования.

Длина трассы должна быть не более 800 м., и на ее протяжении заранее обустраиваются 10 — 12 контрольных пунктов (КП), где находятся карточки — задания и подсказки, в каком направлении идти дальше. Дети двигаются от пункта к пункту, выполняя задания самостоятельно или с помощью  педагога в случае затруднений. После открытия «клада» проводится разбор заданий и возникших затруднений в процессе выполнения задания.

  1. Вводная часть (5 мин.).

Педагог объясняет основы ориентирования на местности. Объявляет проведение игры — соревнования «Поиск клада», объясняет правила игры. Учащиеся слушают объяснения, отвечают на вопросы, разделяются на две команды, проводят выборы капитана.

  1. Основная часть (25мин.).

Педагог проводит соревнование — игру «Поиск клада», помогает участникам в выполнении заданий. Учащиеся проходят заданный маршрут, находя подсказки, и выполняют поочередно все задания.

  1. Заключительная часть (15 мин.).

Педагог, совместно с учащимися проводит разбор заданий и возникших затруднений в процессе их выполнения. При обсуждении необходимо разобрать  важность сотрудничества и особенности работы в команде.

 

Список литературы

  1. Асмолов, А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития. [Текст] / А. Асмолов // Внешкольник. — 1997. — № 9. — с.6
  2. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ. [Текст] / М.Б. Биржаков, СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.- 192 с.
  3. Константинов Ю.С., Куликов В.Т. Детско-юношеский туризм: педагогика школьного туризма. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Ю.С. Константинов, В.Т. Куликов, М.: ФЦДЮТиК, 2006 — 208 с.

 

Назад к оглавлению