2.1. Мастер-класс «Проведение спортивно-туристической полосы препятствий для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Мастер-класс

Проведение спортивно-туристической полосы препятствий

для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Составитель:

методист

Россова Снежана Павловна

 

 

Кемерово, 2017


 

Введение

За период обучения на уроках физкультуры в школе и на занятиях в учреждениях дополнительного образования дети овладевают разнообразными двигательными навыками и умениями. Однако не всегда полученные навыки могут быть успешно применены в тех или иных жизненных ситуациях. Непривычная обстановка, необходимость быстрого переключения с выполнения одного двигательного действия на другое в соответствии с условиями порождает неуверенность. Если учителя и педагоги обучают детей с ограниченными возможностями здоровья, перед ними возникает задача адаптации учащихся к быстро изменяющейся жизненной ситуации. Одним из средств, используемых для решения данной проблемы, является преодоление различных спортивных полос препятствий. Соревнования помогут педагогам смоделировать необычную ситуацию, в которой может оказаться ребенок в жизни.

Особенность представленного материала — в его многофункциональности и достаточной простоте подготовки. Часть этапов туристической  направленности, часть — спортивной, что  повышает интерес у детей. Правила прохождения полосы, техническая составляющая многих этапов нацелены на воспитание у подростков чувства команды, взаимопомощи и взаимовыручки. Спортивно-туристическая полоса организуется в спортивном зале, поэтому может проводиться в любое время года, при плохих погодных условиях и без установки сложного высокотехнологичного оборудования, что делает доступным данный методический материал для массового использования. При необходимости можно видоизменять этапы полосы препятствий, что-то удалять или прибавлять, комбинировать, переставлять местами, в зависимости от цели и задач мероприятия, физических возможностей детей, их возраста и т.д. Все представленные этапы относятся к 1 классу сложности (сложность дистанции определяется технической сложностью отдельных этапов, в значительной мере соответствующей препятствиям в походе), проверены на практике, при их выборе учтены особенности проведения мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение спортивно-туристической полосы препятствий

Цель мастер-класса: помощь педагогическим работникам в организации и проведении спортивно-туристической полосы препятствий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Продемонстрировать основы организации спортивно-туристической полосы препятствий в закрытом помещении.
  2. Обучить грамотному построению этапов с учетом физиологических способностей и возможностей детей.
  3. Научить основам формирования у подростков навыков сотрудничества и взаимодействия в группе.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Возраст учащихся: 11 – 13 лет.

Время прохождения полосы препятствий: 2-5 мин. для одного участника.

Состав команды: 4-8 человек.

Рекомендации для судейской  коллегии:

За прохождение каждого этапа команда получает определенное количество баллов, которые сразу фиксируются судьями в маршрутном листе команды, там же записываются штрафные баллы. При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья штрафные баллы ставить не рекомендуется, а вместо них проводить дополнительную оценку с учетом таких показателей:

  • по качеству прохождения этапов: спокойно, без напряжения — 2 балла; напряженно, неуверенно — 1 балл;
  • по времени: нормально — 5 баллов; немного замедленно — 4 балла; очень медленно, с задержками — 2 балла; немного торопливо — 4 балла; очень торопливо, с пробежками — 1 балл;
  • по сохранению равновесия: без нарушений — 5 баллов; с небольшими нарушениями баланса — 4 балла; с крупными нарушениями — 2 балла; преждевременный соскок, падение — 0 баллов.

 

Техника безопасности при проведении спортивно-туристических соревнований и эстафет

При проведении спортивно-туристических соревнований и эстафет очень важно соблюдать меры безопасности. Задача каждого педагога, занимающегося с детьми, не только развивать физическое здоровье подопечных, но и не допустить из-за недосмотра травм, ушибов, ухудшения общего состояния ребенка. Для этого существуют определенные правила по технике безопасности, которые каждый педагог обязан строго соблюдать.

1.Допуск.

Любой учащийся, принимающий участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях проходит медицинский осмотр. Результаты осмотра отмечаются в заявках на участие в соревнованиях врачом, его подписью и печатью медицинского учреждения.

2.Форма одежды.

  • форма одежды и обувь во всех случаях должна быть спортивной, соответствовать назначению и погодным условиям;
  • на соревнованиях обязательно наличие защитных средств (щитки, маски, шлемы, нагрудники, наплечники, налокотники и т. д.).

3.Вводный инструктаж по ТБ.

Перед каждым соревнованием педагог должен провести вводный инструктаж по ТБ.

4.Инвентарь.

Инвентарь должен быть исправен и проверяется каждый раз перед использованием. Запрещается пользоваться инвентарем с трещинами, сколами, сдутыми покрышками мячей, нешлифованными ручками различных приспособлений, изготовленных из дерева. На инвентаре не должно быть торчащих гвоздей, болтов, острых краев и т. п.

5.Гигиенические требования.

Каждый участник должен быть в чистой и опрятной спортивной форме. Запрещается учащимся, принимать участие в соревнованиях с различными украшениями на костюме, на голове, на руках; запрещается для крепления волос на голове использовать любые приспособления (шпильки, заколки, гребенки и т. п.) – крепить только резинками. Карманы должны быть совершенно пусты, можно оставить носовой платок.

Инвентарь и оборудование спортивно-туристической полосы препятствий

 

ОБОРУДОВАНИЕ  ДЛЯ СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ:

 

Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд4
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
Слайд9

 

С учетом поставленных задач, вида и содержания полосы препятствий делается разметка на полу, устанавливаются различные ориентиры и ограничители, заранее готовится инвентарь, который заблаговременно устанавливается и раскладывается в определенных местах. При разметке и расстановке инвентаря необходимо соблюдать ряд условий с целью большего удобства для учащихся и для предотвращения травматизма:

  1. Высоту препятствий для лазания, прыжков, передвижения по узкой опоре и т.п. регулировать с учетом возраста и подготовленности учащихся.
  2. Планировать интервал между участниками и пути передвижения так, чтобы полностью исключить возможность столкновений.
  3. У сложного препятствия целесообразно обеспечить учащимся страховку.
  4. Путь движения для учащихся должен быть свободным от посторонних предметов, о  которые  учащийся  может  споткнуться.

Организация полосы препятствий

Знакомство участников с полосой препятствий и ее объяснение должно быть кратким, четким и ясным. Прежде всего, нужно описать ее содержание, перечень заданий в запланированной последовательности и правила их выполнения. Затем параллельно с разбором этапов идет показ преодоления  полосы  препятствий  хорошо  подготовленными  инструкторами.

Технические этапы и специальные задания

 

ПРИМЕР ПРОХОЖДЕНИЯ СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ УЧАЩИМИСЯ:

 

Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд4
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
Слайд9

 

1 этап: «Переправа по кочкам». Все участники по очереди переправляются с указанной судьей точки старта, прыгая по кочкам до указанной судьей точки финиша.

Условия: обязательным условием считается касание первой и последней кочки;

при срыве с кочки участник возвращается на начало этапа, после двух неудачных попыток участнику и команде засчитывается один штрафной балл; на этапе одновременно может находиться только один участник.

2 этап: «Переправа по бревну». Все участники по одному переходят  «бревно» (используется спортивная лавка). Вдоль бревна натягиваются веревочные страховочные перила, за которые держатся участники при переходе, при отсутствии возможности  установки страховочных перил, ребенка страхует педагог.

Условия: на этапе одновременно может находиться только один человек, участник, преодолевший этап кричит: «Свободно!», только после этих слов начинает движение следующий участник; при одновременном нахождении на этапе двух участников команда получает штраф в 1 балл.

3 этап: «Установка  палатки». Для данного этапа обычно используется классическая двухскатная палатка типа «Домик» с прямоугольной формой дна. Палатка собирается только на «растяжки». Порядок установки палатки следующий: 1) развернуть  палатку, отыскать дно и  закрепить его за растяжки углов прямоугольника; 2) вставить внутрь палатки две стойки; 3) натянуть две центральные растяжки палатки так, чтобы стойки сохранили вертикальное  положение; 4) натянуть попарно по диагоналям угловые растяжки скатов крыши палатки и закрепить их на упорах так, чтобы на скатах не было складок. Установку палатки может осуществлять любое количество участников  команды.  Однако самым оптимальным количеством будет 4 участника. Их действия должны быть продуманными и согласованными.

4 этап: «Транспортировка пострадавшего». На данном этапе приготовлены носилки (две жерди и натянутый между ними брезентовый материал). При  переноске  на  носилках  на  соревнованиях учитывается аккуратное  отношение  к  пострадавшему  и  расположение  его  на носилках. Пострадавший ложится на носилки на земле и транспортируется в положении головой вперед. Пострадавшего нельзя переносить бегом, так как при этом он может упасть с носилок.

Условия: во избежание падения пострадавшего, команду страхует педагог; при неправильной транспортировке пострадавшего — штраф 3 балла; жерди возвращаются на место любым участником или участниками на начало этапа.

5 этап: «Командные лыжи».  На этапе используются лыжи с четырьмя креплениями для двух участников.  Участники делятся на пары, и по две проходят этап, одновременно на одних лыжах.

Условия: на этапе одновременно может находиться только одна пара участников, во избежание падения участников страхует педагог.

6 этап: «Подготовка костра». Участники из заранее подготовленных палочек, собирают два различных типа костра на выбор (колодец, шалаш, звездочка).

Условия: конструкция «костра» должна быть устойчивой, конструкции необходимо собирать поочередно.

7 этап: «Картошка в котелке». Участники выстраиваются в линию, держа в руке картонный желоб, крайний участник забрасывает в желоб картошку (можно использовать мяч), команда согласованно должна закатить картошку в котелок. Участники меняются до тех пор, пока вся картошка не будет в котелке.

8 этап: «Прохождение болота». Задача участников быстро пройти «заболоченный» участок шириной 3-5 м, аккуратно переступая с «островка» на «островок» и не касаясь ногами поверхности «болота» (в качестве «болота» и «островков» может быть использован материал с вырезанными отверстиями, на полу их можно просто начертить мелом).

Порядок очередности движения членов каждой команды засекают по последнему участнику в момент, когда он с последнего «островка» двумя ногами ступит на «берег» – за линию границы «болота».

Условия: участники не должны наступать ногой на «болото», то есть между «островками». За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные баллы.

 

Заключение

Данный мастер-класс поможет учителям физической культуры,  педагогам дополнительного образования, применяющим в своей педагогической деятельности нестандартные виды обучения, организовать проведение спортивно-туристической полосы препятствий, спортивных и туристических эстафет, подобрать подходящие по возрасту и физиологическому развитию этапы соревнований. Тем самым решается проблема неудачного подбора заданий, непродуманной организации их выполнения, а учащиеся, получая знания и развивая навыки в освоении физической культуры, легче ориентируются в непривычных жизненных ситуациях.


 

Список литературы

  1. Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев.- Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.-М.: ЭКСМО-пресс, 2002. – 400 с.
  2. Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Ю.С. Константинов. — М.: ЦДЮТИКМО РФ, 2003. – 110 с.
  3. Тарасова, М.В. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: книга для учителя. [Текст] / М.В. Тарасова. — М., 2002. — 220 с.

 

Назад к оглавлению