1.4. Разработка занятия «Солнечное кружево»

Разработка занятия

по декоративно-прикладному искусству

к дополнительной общеразвивающей программе

«Мастерица»

Тема: «Солнечное кружево»

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Ковалева Татьяна Валерьевна

 

Кемерово, 2017

План-конспект занятия

 Тема: «Солнечное кружево».

Направленность: художественная.

Возраст детей: 10-13 лет.

Продолжительность занятия:  90минут с переменой в 10 минут.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель занятия: формирование первоначальных знаний и умений по выполнению

солнечного кружева.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения техники «Солнечное кружево» с использованием слайдовой презентации;
  • научить основным приемам работы в технике «Солнечное кружево»;
  • развивать навык владения материалами (нить, игла, картон);
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать творческие способности, эстетический вкус;
  • воспитывать точность и аккуратность.

Форма проведения – практическое занятие.

Материально – дидактическое оснащение занятия:

  • демонстрационный материал: мультимедийная презентация, демонстрация готового изделия, схемы, рисунки;
  • материалы и инструменты: методические пособие (технологическая карта), набор для плетения (иглы, нитки, ножницы), картонный круг, карандаш, линейка;

Методические приемы: просмотр презентации, беседа,  практическая деятельность, анализ работ.

 


Ход занятия

Организационный этап (5 мин.)

Приветствие, проверка готовности детей к занятию.

Настрой  детей на работу.  Сообщение темы, цели занятия, плана работы, создание положительной мотивации через беседу.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с удивительной техникой плетения «Солнечное кружево». Узнаем, особенности плетения. Познакомимся с разнообразными изделиями в этой технике, научимся плести розетку.

Основной этап

(формирование новых знаний,

 умений и навыков, способов действий,80 мин.)

(Объяснение нового материала. Начало работы, техника безопасности при работе. Физминутка. Выполнение основного задания.)

(Презентация  и рассказ о «Солнечном кружеве»).

Создание положительной мотивации с помощью беседы о кружеве.

  1. Что такое кружево?
  2. Из чего можно сплести кружева?
  3. Почему назвали кружево — солнечным?

Посмотрите, ребята, как  разнообразно кружево. Возникнув четыре века назад, кружево беспрестанно совершенствовалось: менялись его формы, орнамент, техники выполнения. Вот и сейчас, наряду с уже традиционным применением, кружево осваивает все новые и новые ниши: самые известные Дома моды применяют его для изготовления сумок, чулок, брюк и даже обуви.

В течение столетия кружево оставалось лишь отделкой края. Отсюда и голландское название кружева кант, и французское позумент, которые в переводе означают узкая отделка. Однако уже в XVII веке начали изготавливать кружевные шали, воротники, веера и т. д.

Ручные кружева как произведение декоративно-прикладного искусства и один из видов художественного творчества существовали еще в древнем мире (Египте, Греции). В Западной Европе появились в XV веке. В Италии славились шитые иглой венецианские кружева «гипюр», отличавшиеся густыми рельефными узорами разнообразных цветов. Не меньшей известностью пользовались брюссельские кружева (Бельгия), шитые по тюлю, который служил фоном для растительных орнаментов разных фигур.

Игольное кружево — кружево, выполняемое только иглой и ниткой, можно считать самым древним кружевом из всех известных, появилось в Италии (называлось «Ретичелла» сеточка), а оттуда распространилось по всей Европе. Самый древний вид игольного кружева, когда из полотна выдергивали нитки, а затем обшивали их.

Родина «Солнечного кружева» — один из Канарских островов, а точнее, остров Тенериффе, называют его «тенерифское» кружево. Но чаще всего его называют «солнечным», потому что оно имеет лучевидную форму.

Солнечное кружево состоит из кругов с нитками, натянутыми по радиусам. Каждую розетку выполняют отдельно, а затем вшивают в кружево. Розетка может быть в диаметре 4 —10 см.

 

Практическая работа .

Итак, мы приступаем к нашей работе по выполнению розетки «Цветок» в технике «Солнечное кружево».

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

Картонный круг, иголка, нитки, ножницы, карандаш, линейка.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и иголками.   (Повторение инструкции по технике безопасности).

Последовательность работы:

Педагог поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.

 

  1. Начинаем работу с прокладывания нитяной основы. По периметру окружности проложить прокладочные стежки (шов вперед иголку). Достигнув начала прошивки, сделать второй круг стежков, таким образом, чтобы вся окружность была покрыта сплошной линией стежков.

 

 

 

 

  1. Вытяните из центра рабочую нитку с изнаночной стороны на лицевую сторону. На изнаночной стороне оставить небольшой конец нитки без узелка.
  2. Натягиваем иголкой лучики (сновочные нити), через все точки окружности, скрещивающиеся в центре (вверх — вниз).

 

 

 

 

  1. Продолжать работу пока не будет заполнен весь круг. Выводим нить в центр на изнаночную сторону и завязываем узелок.
  2. Плетем работу по рисунку на двух лучиках (узорная нить).

 

 

 

 

  1. Вверху каждого лепестка нужно сделать узорные раздел­ки, которые в дальнейшем будут составлять ажурный фон и кружевное завершение композиции. Иглу выводим под сновочную нитку, узорную нитку перебрасывайте под острие иглы, чтобы образовалась петля, и затягиваем ее.

 

 

  1. Когда розетка готова, нужно снять ее с картонного круга. Для этого мы разрезаем нитяную основу, на которых держатся лучики.
  2. Готовую розетку обвязываем крючком воздушными петлями.
  3. Готовую работу крахмалим и выкладываем на чистую салфетку, расправляя все лучики и дуги.

 

Физминутка

 Давайте отдохнем, разомнем наши мышцы, расслабим глаза.

 

  1. Закройте глаза и произведите ими круговые движения: налево, вниз, направо, вверх, затем в обратном направлении. Движение делаем в медленном темпе.
  2. Опустите вниз руки, расслабьтесь. Встряхните ими.

Соедините лопатки, расслабьтесь. Повторить 5 раз.

А теперь продолжаем работать дальше.

 

Заключительный этап (5 мин.)

Подведение итогов занятия. Самооценка детьми своей работы. Выставка и обсуждение творческих работ  учащихся.

Наше занятие подходит к завершению.

У вас у всех  получились очень красивые розетки.

Славно мы сегодня поработали. У всех теперь есть готовая розетка-цветок. И если сплести еще пять таких розеток и соединить их между собой, то у нас получится большая салфетка. Которой вы можете украсить свою комнату или подарить своим близким или друзьям. На следующем уроке мы продолжим нашу работу.  Есть ли у вас какие-то вопросы по нашей теме? Все ли вам понятно? А сейчас я предлагаю навести порядок в кабинете. И наше занятие закончено.

 

Список литературы

  1. Буткевич Л.М. История орнамента: учебное пособие. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2010.- 280 с.
  2. Семенова Н.И. Крючок, челнок, клубок. Тайм-Аут, 1995. – 176 с.
  3. Чубова Е. Макраме, фриволите. Ростов – на – Дону, Феникс, 2005. – 192 с.

 

Назад к оглавлению