1.2. Разработка занятия «Лепка слоника из пластилина»

 

Разработка занятия по декоративно-прикладному искусству

по направлению лепки

к дополнительной общеразвивающей программе

художественной направленности

«Фантазия»

Тема: «Лепка слоника из пластилина»

Составитель:

педагог дополнительного образования

Карбукова Анна Викторовна

 

                                

Кемерово, 2017

План-конспект занятия

Творческое объединение:  творческая мастерская «Фантазия».

Год обучения: первый.

Направленность: художественная.

Программа: «Фантазия».

Раздел программы: «В зоопарке».

Тема: «Лепка слоника из пластилина».

Количество часов на данную тему: 2 часа.

Возраст детей: 11 — 14 лет.

Продолжительность занятия: 90 минут (с переменой в 10 минут).

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия: создание художественного образа слона в объеме.

Задачи:

Образовательная:

  • научить детей лепить фигурку слона из пластилина;
  • обучать художественно переосмысливать образ;
  • познакомить с фактами из жизни слонов.

Развивающая:

  • развивать пространственно-аналитическое мышление и творческие способности детей;
  • развивать познавательные способности учащихся, позволяющих им художественно осмысливать образы.

Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус и культуру учащихся;
  • воспитывать аккуратность и самостоятельность при создании художественного произведения.

Форма проведения: учебно-практическое занятие.

Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, презентация, доска

Методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные методы (просмотр презентации), практическая работа.

Ход занятия

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, акцентирование внимания на педагоге, проверка готовности рабочего места.

Сообщение темы занятия.

 

  1. Проверка знаний ранее изученного материала (10 мин.)

Мы продолжаем тему лепки объемных животных.

  • Какие характерные черты имеют данные животные? (Объемные фигурки, их можно посмотреть со всех сторон).
  • Что нужно учитывать в работе с пластичными материалами при лепке объемных фигурок? (Мягкость материала. Некоторый пластилин мягкий сам по себе. А некоторый очень размягчается при теплой комнатной температуре, и тогда тяжелые и большие детальки размякнут и отпадут. Нужно использовать дополнительные материалы, для придания твердости и устойчивости фигурке).
  • Какие материалы мы можем использовать для создания красивых, крепких фигурок? (бумага, фольга, зубочистки и др.)
  • Как их можно использовать в лепке фигурки? (Их нужно залепить внутрь так, чтобы не было видно)

 

  1. Изложение нового материала (30 мин).

 

Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд5
Слайд4
Слайд7
Слайд6
Слайд8
Слайд11
Слайд10
Слайд9
Слайд13
Слайд12
Слайд15
Слайд14
Слайд17
Слайд16
Слайд18
Слайд19
Слайд21

 

Итак, давайте ближе познакомимся с этими удивительными животными.

Виды слонов:

Африканский (саванный и лесной) и индийский. Различаются размером, формой ушей, головы, позвоночника, количеством «пальцев» на хоботе. У африканских слонов и самки и самцы имеют бивни, у индийских — только самцы. Приручен только индийский слон.

 

Гиганты.

  • Слоны — самые гигантские сухопутные животные на Земле. Средняя масса их достигает пяти тонн, а длина туловища — 6-7 метров.
  • Самка слона вынашивает детеныша 22 месяца, вес новорожденного составляет 120 килограммов.
  • Чтобы прокормить такую «махину», слону приходится искать еду и есть большую часть суток, не меньше 20 часов. В сутки слон съедает от 45 до 450 килограммов растительной пищи, выпивает от 100 до 300 литров воды.
  • Живут слоны 50-70 лет. Но есть и долгожители. Боевой слон (служил в армии Китая) Линь Ван из Тайваня умер в 2003 году в возрасте 86 лет.
  • Хобот слона — это фактически продолжение его верхней губы. При помощи хобота слоны осуществляют тактильный контакт, здороваются, могут брать предметы, рисовать, пить и умываться. В стволе хобота может одновременно поместиться до восьми литров воды. Также хобот имеет больше 40 000 рецепторов. Обоняние у слонов поэтому очень хорошее.
  • Слоны, как и люди, могут быть левшами и правшами. В зависимости от того, каким бивнем слон больше работает, один из них становится меньше.

Умники.

  • Аристотель писал: «Слон – животное, которое превосходит всех других в остроумии и интеллекте». У слонов действительно очень хорошая память и развитый интеллект. Слоны оказались способными и к изучению человеческого языка.
  • Слон по имени Кошик, живущий в Азии, научился имитировать человеческую речь, а точнее, пять слов: annyong (привет), anja (сидеть), аniya (нет), nuo (лежать) и choah (хорошо).
  • Кошик не просто бездумно их повторяет, а, по мнению наблюдателей, понимает их значение, так как это либо команды, которые он выполняет, либо слова поощрения и неодобрения.

Стадные животные.

  • Слоны — семейные животные. Самки живут стадом, которое считается самым сплочённым обществом среди всех животных. Самка покидает стадо, только если умирает или ее поймают люди. Лидером является самая опытная самка. Самцы покидают стадо в возрасте примерно 12 лет и живут во временных «холостяцких стадах», пока не становятся зрелыми и затем живут одни.
  • Вес новорожденного слоненка составляет около 120 килограммов. Детеныши слонов рождаются слепыми, поэтому они держатся хоботом за хвост мамы. Некоторые из них сосут свой хобот для успокоения, как люди сосут большой палец. У слоненка мало развиты инстинкты выживания, поэтому мать и другие опытные члены их стада обучают его. Мама слоненка выбирает несколько нянь по уходу за ним, и таким образом, у нее появляется время для своего питания, чтобы вырабатывать достаточно молока.
  • Слоны общаются между собой и с другими стадами, которые находятся далеко от них, с помощью звуков и топтания ногами. Человеческие уши не воспринимают их звуки, поскольку они слишком низкие (инфразвук).
  • Только у слонов и людей есть ритуал захоронения. Если один из них болеет, ему приносят еду и поддерживают, когда он стоит. Если слон умирает, семья пытается оживить его с помощью воды и еды некоторое время. Когда становится ясно, что он мертв, стадо замолкает. Часто они выкапывают неглубокую могилу и накрывают умершего грязью и ветками, и после этого остаются возле могилы в течение нескольких дней. Если стадо случайно натыкается на одинокого мертвого слона, то тоже оказывают ему такие почести. Известны также случаи, когда слоны так же пытаются хоронить людей, подчас принимая спящих людей за мертвых.

Слоны умеют плавать.

  • Все представители семейства слоновых, как и преобладающее большинство представителей млекопитающих, прекрасно умеют плавать, хотя и делают это иногда с неохотой. В местах их обитания чаще всего встречаются неглубокие водоемы, которые легче перейти вброд. Слоны не боятся погрузиться в воду с головой, и если глубина реки достаточно большая, они могут идти по дну, дыша при помощи хобота, выставленного на поверхность как перископ.
  • Слоны умеют плавать даже в океане, совершая заплывы на «марафонские» расстояния.

Реалистичный и художественный образ.

Реалистичный Художественный
Соблюдение пропорций, соблюдений цветов, естественная поза. Нарушение естественных пропорций, выдуманные цвета, нехарактерная поза для животного, не характерные, выдуманные атрибуты, выдуманные занятия.

Итак, сейчас мы приступаем к работе, но прежде еще раз повторим такой момент: Если мы возьмем длинный кусочек пластилина (слепим из него, например, хобот) и прилепим к голове, что с этим хоботом произойдет?

Ответ: отвалится.

Что нужно сделать?

Ответ: прилепить так, чтобы было несколько точек соприкосновения с основной деталькой. Например, хобот вылепить калачиком. Или обогнуть вокруг другой детальки.

Итак, приступаем к работе.

 

 

  1. Практическая работа (35 мин).

Начинаем лепку слона с создания заготовки из бумаги и фольги. Берем кусочек бумаги. Разминаем его и скатываем в шарик, а затем немного приплющиваем, чтобы получился объемный овал. Для того чтобы бумага держала форму и не разгибалась, оборачиваем ее фольгой и фиксируем.

Делаем такую же заготовку, только в два раза меньше в форме шарика для головы. Оборачиваем заготовки из фольги тонкой пластинкой из пластилина, но так, чтобы нигде нельзя было заметить проглядывающую фольгу.

Делаем из пластилина четыре заготовки для ног – 4 цилиндра одинаковой высоты. На каждую лепим по 4 овальчика другого цвета возле краев. Это ногти.

Берём туловище, садим его на салфетку, придаем устойчивости. К туловищу крепим заготовки ног, две снизу, две сверху. Две нижние ноги придадут еще устойчивости туловищу.

Откладываем туловище пока в сторону, берем пластилин, делаем заготовку хобота. Хобот — это колбаска, с одной стороны имеющая толщину меньше, чем с другой. Там где тонкий конец, можно сделать надрез, и вылепить два пальца на конце хобота.

Теперь берём заготовку головы и к ней прилепляем хобот толстым концом.  Насаживаем голову на зубочистку. А зубочистку втыкаем сверху туловища. Стык головы и туловища замазываем.

Хоботу обязательно придаем какую-нибудь форму или прилепляем к туловищу.

Берем кусочек пластилина, делим его на две равные части, и из каждой лепим лепешку. Лепешки получаются одинакового размера. Делаем на каждой складочки с одной стороны. А затем получившиеся заготовки —  уши, прилепляем к голове.

Теперь берем немного белого пластилина, делим кусочек на две части, делаем из них лепешки, и прилепляем к голове. На них аналогичным способом прилепляем две черные лепешки поменьше —  зрачки. Прилепляем веки, брови и блеск в глазах. Слоник готов. Можно придумать атрибуты и украсить слонёнка по желанию.

5.Физминутка (3 мин).

Когда дети выполнят большую часть работы, проводится физкультминутка:

Физкультминутка

 « Цветы»

Движения
Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Руки плавно поднимаются перед собой вверх,

немного разводятся в стороны.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Движения рук влево, вправо.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки.
Руки наверху плавно смыкаются и опускаются.
Тихо засыпают. Дети приседают.
Головой качают. Головой качают.

 

  1. Подведение итогов (10 мин).

Итак, давайте сделаем из наших слоников целую слоновью семью, и посмотрим, кто получился мамой-слонихой, а кто еще слонёнок?

Понравилось ли вам лепить слонёнка? Какие сложности были?

Какой слонёнок понравился больше всех? Почему?

Есть ли конструктивные ошибки в получившихся слонятах?

Спасибо за внимание, убираем свои рабочие места.

 

 

Список литературы

  1. Величко, Н.В. Поделки из пластилина. [Текст] / Н.В. Величко. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2011- 65 с.
  2. Лыкова, И.А. Цирк. Лепка из пластилина. [Текст] / И.А. Лыкова. – М:ИМА-ПРЕСС-ПРИНТ, 2007 – 30 с.
  3. Фрей, Ш. Научитесь лепить забавных животных. [Текст] / Ш. Фрей. – Минск: Попурри, 2003. — 128 с.

 

Назад к оглавлению