1.1. Разработка занятия по тестопластике «Лепка рыбки из соленого теста»

Разработка занятия по декоративно-прикладному искусству

по направлению тестопластики

к дополнительной общеразвивающей программе

художественной направленности

«Фантазия»

Тема: «Лепка рыбки из солёного теста»

Составитель:

педагог дополнительного образования

Карбукова Анна Викторовна

Кемерово, 2017

 

План-конспект занятия

 

Творческое объединение: творческая мастерская «Фантазия»

Год обучения: первый.

Направленность: художественная.

Программа: «Фантазия».

Раздел программы: «На дне морском».

Тема: «Лепка рыбки из солёного теста».

Количество часов на данную тему: 1 час.

Возраст детей: 10 — 13 лет.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: создание художественного образа рыбки.

Задачи:

Образовательная:

  • научить детей лепить фигурку рыбки из солёного теста;
  • обучать художественно переосмысливать образ;
  • познакомить с фактами из жизни рыб.

Развивающая:

  • развивать пространственно-аналитическое мышление и творческие способности детей;
  • развивать познавательные способности учащихся, позволяющие им художественно осмысливать образы.

Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус и культуру учащихся;
  • воспитывать аккуратность и самостоятельность при создании художественного произведения.

Форма проведения: учебно-практическое занятие.

Оборудование для педагога: иллюстрации на тему разнообразия мира рыб, шаблоны рыб, доска.

Методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные методы (просмотр презентации), практические методы (практическая работа).

Ход занятия

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, акцентирование внимания на педагоге, проверка готовности рабочего места.

Сообщение темы занятия.

  1. Изложение нового материала (10 мин).

Итак, мы приступаем к изучению нового раздела «На дне морском», и будем знакомиться с различными обитателями морей и океанов, а также особенностями их жизни и среды обитания.

  1. Каких морских обитателей вы знаете? (ответы детей: рыб, медуз, осьминогов, морских коньков и т.д.)

И начнем мы с самых распространенных обитателей — рыб.

  1. Что вы знаете о рыбах? ( Живут в воде; есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существуют разные виды рыб; не издают звуков).
  2. По каким признакам рыбу можно отличить от других животных? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)
  3. Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? (Покров из  чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова  плавно переходит  в туловище, туловище – в хвост.)
  4. Давайте  рассмотрим строение тела рыб. Как  располагается  на теле рыбы чешуя? (Чешуя располагается  на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг  на друга, подобно черепице на крыше  дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней  можно узнать возраст  рыбы).
  5. А как происходит процесс дыхания у рыб? (Если внимательно понаблюдать за рыбками, например в аквариуме, можно увидеть их дыхательные движения: рыбки всё время работают ртом, захватывая воду; у них равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы. Рыба дышит только тогда, когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород).

А теперь давайте посмотрим, какие же бывают рыбы разнообразные, интересные, и порой даже совсем не похожие на рыб.

 

1
3
4
2
5

 

Разнообразие рыб, их форм и цветов вдохновляет на творчество. Творчество — это такой процесс, когда человек делает какой-то предмет и привносит в него что-то свое, чего раньше не было, порой даже выдумывает что-то совершенно небывалое. Давайте посмотрим, как творческие люди изобразили рыбок.

 

1
5
4
3
7
6

 

Обсуждение деталей, которые отличают один художественный образ от другого.

  1. Практическая работа (25 мин).

Я надеюсь, вам все эти рыбки понравились, и вы вдохновились настолько, что готовы прямо сейчас слепить свою потрясающую, ни на что не похожую рыбку. А я вам в этом буду помогать.

Я предлагаю вам выбрать понравившийся шаблон рыбки. (Раздача шаблонов). Следует раскатать с помощью скалки лепешку из соленого теста, приложить шаблон и с помощью стеки вырезать по шаблону форму рыбки, лишнее тесто убрать в сторону. Затем с помощью стеки, нанести линии жабер, плавников, рта согласно указанным на шаблоне. Затем налепить много шариков, расплющить их и уложить как чешую, рядами друг на друга. А также украсить шариками, надавить узоры с помощью колпачков от различных фломастеров. Прилепить глазки. И рыбка готова.

     4. Физминутка (3 мин).

Когда дети выполнят большую часть работы, проводится физкультминутка:

Физкультминутка

 « Цветы»

Движения
Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Руки плавно поднимаются перед собой вверх,

немного разводятся в стороны.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Движения рук влево, вправо.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки.
Руки наверху плавно смыкаются и опускаются.
Тихо засыпают. Дети приседают.
Головой качают. Головой качают.

     5. Подведение итогов (5 мин).

Итак, давайте составим из наших рыбок целую стаю и полюбуемся на них. Кто знает, как правильно называется стая рыб? (Косяк рыб).

Какие рыбки вам нравятся больше всего? Почему именно они?

Спасибо за внимание, убираем свои рабочие места.

Список литературы

  1. Величко, Н.В. Поделки из теста. [Текст] / Н.В. Величко. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2011- 65 с.
  2. Лыкова, И.А. Цирк. Лепка из теста. [Текст] / И.А. Лыкова. – М:ИМА-ПРЕСС-ПРИНТ, 2007 – 30 с.
  3. Фрей, Ш. Научитесь лепить забавных животных. [Текст] / Ш. Фрей. – Минск: Попурри, 2003. — 128 с.

Назад к оглавлению